Трасологическая экспертиза – вид экспертизы, проводимой с целью исследования следов, следовоспринимающих и следообразующих объектов для установления механизма следообразования, идентификации объектов, оставивших следы, определения групповой принадлежности объектов.
В качестве объектов трасологической экспертизы могут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.
В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:
1) Экспертиза следов человека.
2) Экспертиза орудий, инструментов и механизмов.
3) Транспортно-трасологическая экспертиза.
4) Экспертиза следов животных.
В рамках исследования следов человека проводятся следующие экспертизы:
- экспертиза следов рук (дактилоскопическая экспертиза);
- экспертиза следов ног;
- экспертиза следов обуви;
- экспертиза следов зубов;
- экспертиза следов губ;
- экспертиза следов ногтей и их частей;
- экспертиза следов иных частей тела.
В рамках исследовании орудий, инструментов и механизмов проводятся следующие экспертизы:
- экспертиза следов взлома;
- экспертиза следов орудий и механизмов;
- экспертиза замков, пломб и запирающих устройств;
- экспертиза узлов;
- экспертиза изделий массового производства;
- экспертиза установления целого по частям.
В рамках транспортно-трасологических исследований проводятся следующие экспертизы:
- экспертиза следов ходовой части транспортных средств;
- экспертиза следов выступающих частей транспортных средств;
- экспертиза отделившихся деталей транспортных средств.
В рамках исследований следов животных проводятся следующие экспертизы:
- экспертиза «тавро»;
- экспертиза следов лап, копыт, подков;
- экспертиза зубов и когтей животных.
Трасологическая экспертиза решает следующие идентификационные и диагностические задачи.
Идентификационные задачи в трасологической экспертизе принято разделять на установление индивидуального тождества и групповой принадлежности.
Диагностические задачи преимущественно решают вопросы обнаружения и фиксации следов, определения их пригодности для идентификации, установления механизма следообразования и др., направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.д.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.).